Изначально ФИФА представляла собой международную футбольную организацию, которая подобно другим аналогичным спортивным союзам отвечала за правила игры и проведение соревнований. Сфера ее компетенции стала существенно расширяться лишь в 1970-е гг., после того как вступление в нее новых, прежде всего африканских стран заставило переосмыслить вторую статью Устава, ставившую задачей «…распространение футбола по правилам Федерации всеми способами, какие она сочтет ВОЗМОЖНЫМИ».
Руководители недавно вошедших в состав ФИФА ассоциаций настаивали на необходимости кардинально улучшить положение в странах третьего мира. С этого момента ФИФА начала привлекать в свой штат все больше профессиональных кадров и стала превращаться в огромное предприятие мирового масштаба, к тому же располагающее значительными денежными средствами.
Сначала они поступали благодаря спонсорской поддержке «Кока-Колы», «Адидаса» и других компаний, а затем и в результате успешной работы собственных служб маркетинга и финансового планирования. Начиная с 1980-х гг. Федерация невероятно выиграла в денежном отношении от продажи прав на телевизионные трансляции финальных турниров Кубка мира, что, безусловно, привело к немедленному и впечатляющему росту и ее собственной активности.
В своей экономической деятельности ФИФА с самого начала стремилась к извлечению выгоды. Такой подход делал ее объектом критики: находилось немало таких, кто упрекал Федерацию в том, что она ведет себя, как всякое капиталистическое предприятие индустрии развлечений. По мнению противников коммерциализации, ФИФА превращала футбол в какое-то «казино для миллионеров», игра стала для нее просто станком для печатания крупных купюр. Подобные обвинения очень часто звучали из уст комментаторов и футбольных специалистов, которые, увлекшись всякого рода журналистскими расследованиями, так и норовили «вскрыть» огромные финансовые потоки, проходящие через счета Федерации. Зачастую итогом усилий таких «следователей» становилось обнародование материалов, давным-давно опубликованных в официальных отчетах ФИФА, а значит, открытых для широкой общественности. Могут ли сравнения ФИФА с капиталистическим предприятием претендовать на истину?
На первый взгляд подобные соображения кажутся очень похожими на правду. Да, ФИФА в полном соответствии с принципами капитализма стремится к извлечению максимальной прибыли, которую направляет на свои внутренние нужды. Однако способы распределения получаемых доходов были (и остаются) совершенно нетрадиционными. В отличие от обычных акционерных компаний, дивиденды здесь вовсе не соответствуют первоначальному вкладу. «Акционерами» ФИФА являются входящие в ее состав ассоциации, и все они равны между собой, а получаемые ими средства определяются их реальными и объективными нуждами.
Тем самым Федерация скорее напоминает своего рода кооператив, чьи доходы не распределяются пропорционально вложенному капиталу, а способствуют процветанию всех его членов. Но даже это сравнение недостаточно полно. Деятельность ФИФА не ограничивается принципом кооперации, поскольку пользу из получаемых ею доходов извлекают и те, кто формально не входит в ее состав.
На это, в частности, направлена программа помощи, которая призвана выполнить задачу, поставленную второй статьей ее Устава: «распространение футбола по правилам Федерации всеми способами, какие она сочтет возможными». Следует заметить, что данная программа, поддержанная всеми членами Федерации, приносит непосредственную пользу и ей самой, поскольку штаб-квартира ФИФА расположена в Цюрихе, а согласно швейцарским законам «социально ориентированные» предприятия освобождаются от налогообложения.
Последнее обстоятельство дает основания применить по отношению к ФИФА термин «неправительственная организация» (НПО), «изобретенный» Организацией Объединенных Наций. С его помощью ООН обозначила разнообразные добровольные объединения (ассоциации, общества, фонды, союзы, комитеты, клубы, лиги, федерации, группы, товарищества и т.п.), стремящиеся к достижению определенных социальных, культурных или гуманитарных целей и руководствующиеся в своей деятельности некими универсальными ценностями и принципами. Для решения поставленных перед собой задач они формируют верховные органы, но при этом никак не связаны с правительством своей страны.
Если же специфический предмет их занятий требует выхода на международный уровень, то мы вправе называть подобные союзы международными неправительственными организациями (МНПО). В качестве наиболее известных примеров здесь можно упомянуть Красный Крест, «Гринпис», «Международную амнистию» и вообще любые глобальные объединения людей той или иной профессии, исследователей, занимающихся определенными технологическими или отраслевыми проблемами, наконец, приверженцев какого-то хобби или вида спорта.
Все подобные организации сотрудничают с местными и региональными группами социального действия, не говоря уж о прочих НПО и МНПО, с которыми они, как правило, устанавливают прочные, постоянные и взаимовыгодные связи. Естественно, что для МНПО важнейшими партнерами являются ООН и организации типа ЮНЕСКО или ЮНИСЕФ. Со своей стороны, ООН тоже заинтересована в политическом диалоге с различными МНПО — вот почему их представители нередко участвуют в международных переговорах и конференциях, проходящих под эгидой этой организации.
С 1990-х гг. в роли такого привилегированного партнера нередко выступает и ФИФА: ООН делегирует Федерации право проведения определенных мероприятий, а та в свою очередь становится спонсором или непосредственным участником некоторых глобальных проектов.
Прежде всего это касается инициатив, направленных на борьбу с расизмом или с эксплуатацией детского труда («Красная карточка детскому труду»). Кроме того, совместно с Африканской конфедерацией футбола и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) ФИФА проводит кампанию под названием «Выбьем полиомиелит прочь из Африки», а также финансирует проект детских «SOS-деревень» и снабжает их спортивным инвентарем.
Неправительственные организации рассматривают свое участие в предпринимательской деятельности как вполне оправданный способ улучшения собственной материальной базы, привлечения дополнительных ресурсов, необходимых для решения стоящих перед ними задач и достижения политических целей. Да, порой в глазах общественности это может уронить престиж НПО или поставить под сомнение нравственную чистоту ее устремлений — что ж, такова цена, которую, пожалуй, стоит заплатить. Так что в этом отношении ФИФА, если счесть ее разновидностью МНПО, — вовсе не особый случай.
Впрочем, внутреннее родство не отменяет и неких специфических черт: так, в отличие от большинства МНПО, которые, по сути, являются исключительно исполнительными структурами, ФИФА, хотя и занимается предпринимательством, по-прежнему остается некой совокупностью составляющих ее членов. И именно эта особенность сегодня составляет для нее существенную проблему.
Прибыль от коммерческой деятельности настолько велика, что членские взносы превратились в чисто символический жест. Это становится очевидно, если сравнить структуру доходов ФИФА и той же ООН. Оба этих союза объединяют в своих рядах примерно одинаковое количество стран, но при этом бюджет ООН на 99 % обеспечивается за счет средств, перечисляемых всего лишь 47 членами этой организации.
Напротив, членские взносы и отчисления от международных матчей составляют только 1 % в общей сумме доходов ФИФА. Даже богатые ассоциации получают от Международной федерации больше, чем сами вносят в ее казну.
Но есть у ФИФА и еще одно существенное отличие от ООН: ни один из 204 ее членов, включая самые мощные футбольные сверхдержавы, не обладает правом вето. В силу этих обстоятельств сложилась такая ситуация, когда непомерная власть оказалась сосредоточенной в руках центрального аппарата, чиновников, работающих в Цюрихе, что начинает угрожать демократическим принципам, положенным в основу Федерации. К этой проблеме мы вернемся далее, в главе 14.
Одной из наиболее характерных черт международных неправительственных организаций является то, что они управляются преимущественно «сверху вниз», а обратная зависимость, «снизу вверх», ощущается гораздо слабее. Это понятно: иначе им было бы чрезвычайно трудно воплощать в жизнь те универсальные ценности и принципы, которыми они руководствуются. В случае ФИФА жесткая централизация власти в Цюрихе становится залогом ее эффективного функционирования, одним из важнейших показателей которого является строго целевое финансирование.
Международный олимпийский комитет — тоже организация не бедная, но в отличие от него ФИФА должна заботиться не о многих видах спорта, а лишь об одном — футболе. У ФИФА есть преимущество и по отношению, скажем, к Европейскому союзу футбольных ассоциаций (УЕФА), поскольку тот вынужден считаться с интересами ведущих клубов, в то время как ФИФА может тратить свои средства исключительно на нужды национальных ассоциаций. Коль скоро коммерческие дела идут хорошо, финансовые вливания исчисляются многими миллионами долларов, и если ими умело распорядиться на местах, они могут обеспечить качественный и быстрый скачок в развитии футбола в том или ином уголке земного шара.
Вне всякого сомнения, в финансовом отношении ФИФА сегодня — одна из самых могущественных неправительственных организаций в мире, но сама по себе эта мощь — тоже веяние времени. В начале прошлого столетия, когда возникла ФИФА, в мире насчитывалось всего 200 МНПО, в 1930 г. их было уже 800, а в 1960-м — 2000.
Дальше развитие пошло в геометрической прогрессии, и к началу 1990-х по всему свету работало уже от 5000 до 6000 МНПО. В ногу со временем развивалась и ФИФА. Трансформировавшись в МНПО, она стала частью той глобальной революции, которая превратила международные союзы, или, если воспользоваться терминологией современной политологии, транснациональные сети, в такую же характерную примету конца XX в., какой для конца XIX в. было образование национальных государств.
Эта революция произошла в силу множества причин. Сначала сокращение государственных расходов в целом ряде областей породило во всем мире насущную потребность в привлечении частных капиталов. Экономический спад и финансовые кризисы 1980-х гг. во многих странах привели к тому, что в государственных бюджетах стали нещадно урезаться социальные статьи.
В наиболее бедных регионах Африки вроде Сомали, Руанды или Сьерра-Леоне государственная инфраструктура и аппарат оказались и вовсе полностью разрушенными. Огромные потоки беженцев явились причиной стремительного обнищания народов Танзании, Бурунди или Заира. В 1990-е гг. к ряду неблагоприятных последствий привел распад Советского Союза и крах всей восточноевропейской коммунистической системы.
Надо было заново выстраивать всю общественную жизнь, и ФИФА пыталась внести в этот процесс посильный вклад своей программой помощи в развитии футбола. Революция, произошедшая в том числе и внутри самой ФИФА, стала не только ответом на глобальные вызовы нового времени, но и отражением реально возросшей значимости международных неправительственных организаций. За период с 1973 по 1989 г. в целом ряде государств, расположенных в основном в беднейших уголках планеты, например в Латинской Америке, на смену прежним диктаторским режимам пришли новые, более или менее демократические формы правления.
Это создало более благоприятные условия для помощи народам этих стран и расширило сами формы ее оказания. Организации, занимающиеся подобной деятельностью, теперь могли свободно обмениваться информацией и координировать свои усилия, с тем чтобы их работа привела к наиболее эффективным результатам, чему в немалой степени способствовал и недавний прорыв в сфере коммуникационных технологий.
Появление спутниковых телефонов, факсимильной связи, а затем и распространение Интернета и электронной почты — все это стало верным подспорьем для неправительственных организаций, особенно в тех случаях, когда данные технические новшества использовались в рамках продуманных образовательных программ для местного населения.
С 1970 по 1985 г. в странах третьего мира доля неграмотного населения среди взрослых снизилась с 57 до 40 %, а если говорить только о мужчинах, то даже до 29 %. В некоторых латиноамериканских, африканских и азиатских странах впервые был зафиксирован существенный рост среднего класса в городской среде. А ведь именно на эти слои могут твердо рассчитывать благотворительные организации, стремящиеся включать в сферу своей деятельности все новые и новые регионы.