При президентах Стэнли Роузе (1961-1974), Жоао Авеланже (1974-1998) и Йозефе Блаттере развитие футбола на всей планете стало приоритетным направлением деятельности этой организации. В итоге за последние 40 лет сфера ее интересов существенно расширилась. Рост популярности игры во всем мире, с одной стороны, укреплял позиции ФИФА как единственного легитимного руководителя футбола, а с другой — подталкивал Федерацию к разработке разнообразных средне- и долгосрочных программ, призванных упорядочить и отладить мировое футбольное хозяйство.
Привычную биполярную систему футбольного мироустройства, основанную на противостоянии Европы и Южной Америки, следовало сделать более сбалансированной, а для этого требовалось пересмотреть всю управленческую и финансовую политику ФИФА и расширить ее присутствие в различных регионах планеты. Уже в 1960-е гг.
Стэнли Роуз положил начало сотрудничеству со странами третьего мира, организовав курсы повышения квалификации тренеров и судей в Африке, Азии и Центральной Америке. Сам, будучи в прошлом судьей и преподавателем, Роуз был убежден в том, что именно от подготовки этих важнейших участников футбольного действа зависит благополучное развитие игры в новых федерациях и регионах. За организацию подобных занятий для судей в развивающихся странах отвечал бывший международный арбитр Кен Астон.
В своих выступлениях сначала по центральному телеканалу Ямайки, а затем по телевидению острова Кюрасао он подчеркивал, что «…ФИФА тратит много сил и денег на развитие и популяризацию игры во всем мире, и маленькие страны интересуют Федерацию точно так же, как и большие». Роуз лично руководил семинарами для судей, проходившими во всех уголках мира, причем для него это было не просто финансированием отдельных конкретных проектов, но последовательными шагами на пути к общей цели — утверждению единой трактовки правил и распространению научных методов тренировки и организации игры.
Своей главной задачей Стэнли Роуз считал распространение футбольных знаний. В 1963 г. на заседании в Каире Исполком ФИФА постановил организовать специальный Комитет по техническому развитию (ТДК), призванный способствовать «повышению уровня судейства, тренерской и административной работы и развитию юношеского футбола во всем мире». В рамках этой целевой программы был запущен специальный проект грантовой поддержки производства учебных фильмов и проведения курсов повышения квалификации.
Порой ФИФА даже шла на специальные дополнительные расходы: например, тренировавший национальную сборную Маврикия бывший шотландский профессионал Сэнди Макленнан часть своей зарплаты получал напрямую от Международной федерации. Но все же в это время ФИФА инвестировала в будущее футбола небольшие средства. В ее бюджете на программы развития и помощи «молодым» федерациям за период с 1970 по 1974 г. в действительности было выделено всего 1,4 миллиона швейцарских франков.
Причем более половины этой суммы приходилось на оплату выездных семинаров для арбитров и тренеров и четверть — на создание методических киноматериалов по судейству и организации тренировочного процесса. В дополнение к тому, что ФИФА брала на себя выплату одной трети оклада секретарей Азиатской и Африканской футбольных конфедераций, она также полностью оплачивала работу разъездного тренера (первым таким штатным тренером ФИФА стал немец Дитмар Крамер, под чьим руководством впоследствии мюнхенская «Бавария» завоевала Кубок европейских чемпионов).
Кроме того, Международная федерация периодически посылала за свой счет других тренеров и судей за пределы Европы и оказывала финансовую помощь любительским и юношеским соревнованиям.
В ФИФА порой возникало беспокойство относительно дороговизны проектов, инициаторами которых выступали африканские страны. В какой-то момент напряжение достигло такой точки, что президент Африканской футбольной конфедерации Иднекатчоу Тессема счел необходимым разъяснить свою позицию: «Главным принципом финансовой политики ФИФА является то, что вклад каждого континента определяется его возможностями… Соответственно мы вправе рассчитывать на более значительную финансовую помощь, как того требуют наши объективные нужды».
После своего избрания на пост президента Жоао Авеланж немедленно предпринял шаги для придания ФИФА статуса поистине мировой организации. Именно чтобы подчеркнуть это, 30 апреля 1975 г. он созвал заседание Исполкома в Центральной Африке, в Дакаре. В том же году он учредил новую должность директора программ технического развития и назначил на этот пост швейцарского бизнесмена Йозефа Блаттера. В его обязанности входили поиск источников финансирования и координация проектов, направленных на дальнейшее распространение футбола по всему миру.
С точки зрения нового президента, ФИФА должна была с кем-то разделить бремя расходов на свои инновационные программы. В качестве спонсора удалось привлечь компанию «Кока-Кола», и за период с 1976 по 1979 г. 3,5 миллиона швейцарских франков было потрачено на организацию по всему миру 74 учебных семинаров, причем четыре пятых этой суммы внес новый партнер Федерации. В эпоху Авеланжа формы поддержки национальных ассоциаций стали гораздо разнообразнее, большое внимание уделялось адресным проектам, направленным на улучшение ситуации в конкретных областях мирового футбола.
Для ФИФА очень важно было подчеркнуть, что сотрудничество не предполагает навязывания всем членам организации неких европеизированных стандартов. Направляя своих инструкторов в самые дальние уголки планеты, Федерация специально призывала их как следует изучить и понять специфику того народа, которому они собираются помогать.
Сформулированная еще Стэнли Роузом стратегия подготовки национальных футбольных кадров обрела новую жизнь в начале 1990-х, когда был запущен так называемый проект «Будущее (Футуро) I». Однако на сей раз он был предельно конкретизирован: дальнейшее развитие футбола в мире должно осуществляться по четырем главным направлениям. Первая задача состоит в организации эффективного управления футболом; вторая — в повышении тренерской квалификации; третья — в улучшении медицинского обеспечения и обучении навыкам оказания первой помощи; наконец, четвертая — в разъяснении правил игры и подъеме уровня судейства. Таким образом, была выработана целенаправленная политика, рассчитанная на четверть века, и главным союзником ФИФА в ее проведении вновь стала «Кока-Кола».
В первый (1991) год своего существования программа была адресована главным образом наиболее отсталым в спортивном отношении странам, находившимся вдали от европейских и мировых центров футбольной мысли. Во второй половине 1991 г. состоялось 12 специальных семинаров: четыре в Азии (Макао, Вьетнам, Индия и Непал), четыре в Африке (Мали, Чад, Сейшельские острова, Кения), два в регионе КОНКАКАФ (Санта-Лусия и Багамские острова) и два в Океании (Новая Зеландия и Вануату). За пять лет в разных уголках света в общей сложности было осуществлено 136 проектов: наконец-то ФИФА удалось приступить к реализации всеобъемлющей программы развития мирового футбола.
Начиная с первого же семинара в Макао участники отзывались о них только положительно. И все же некоторые архивные материалы свидетельствуют о том, что при выполнении этих программ ФИФА не избежала тех сложностей, с которыми приходилось сталкиваться во всех аналогичных проектах, нацеленных на помощь развивающимся странам.
Весьма показателен в этом отношении опыт Непала, где подобный семинар проходил в сентябре 1991 г. Слушателями интенсивного шестидневного курса лекций стали 20 представителей местных футбольных клубов. В своем отчете один из преподавателей, родом из Азии, отмечал некоторые недостатки представленных материалов: «Используемые в ходе курса образцы не подходят для развивающихся стран… В учебном руководстве необходимо, например, рассмотреть структуру футбольных клубов, характерную для Азии и Африки».
Тем самым обнажилась проблема европоцентризма в подходе к распространению футбола. Один из участников семинара написал в опросном листе, который был роздан выпускникам курса: «Мы много узнали о профессиональных клубах Великобритании и Германии, но наша страна слишком бедна, ее экономика еще очень слаба, чтобы мы могли воспользоваться этим опытом.
Я бы предложил на будущее в занятия для стран третьего мира добавить специальный раздел, в котором анализировались бы возможные проблемы с финансированием и способы их преодоления». Схожее мнение высказали и слушатели курсов в Мозамбике, подчеркнув необходимость учитывать в лекциях уровень развития каждой конкретной страны и местную специфику. Тем не менее в целом программа все равно работала.
За исключением редких случаев и преподаватели, и все участники семинаров были едины в высокой оценке мотивации слушателей, которые по-настоящему «жаждали знаний». Благодаря сотрудничеству с «Адидасом» и «Кока-Колой» ФИФА была в силах снабдить учащихся подобных курсов всем необходимым — от учебных пособий и медицинских руководств до копий Устава ФИФА и технических отчетов о крупнейших футбольных состязаниях. Спортивное снаряжение поставляла компания «Адидас»; всегда под рукой были и прохладительные напитки — спасибо «Кока-Коле»!
Эта поддержка помогала ФИФА утвердить свой авторитет среди тренеров, судей и руководителей футбола тех стран, которые находились вдалеке от исторически сложившихся центров спортивной жизни. Для них такие знаки внимания были непривычны, и чувство искренней благодарности превращало их в преданных и самоотверженных миссионеров футбольной веры.
В середине 1990-х гг. возникла новая система реализации программ развития футбола. До той поры всю деятельность координировал Цюрих, курсами и семинарами руководили штатные сотрудники ФИФА, а отдельные национальные федерации выступали лишь в роли технических помощников в организации и осуществлении того или иного проекта на местах.
Два важных нововведения составили суть произошедшего переворота. Во-первых, президент Авеланж подписал соглашение с университетом г. Невшателя в Швейцарии, в соответствии с которым был основан Международный центр спортивных исследований (СИЕС), призванный стать связующим звеном между ФИФА и миром академической науки. С этого момента лекции по управлению стали читать преподаватели высших учебных заведений, а с 2000 г. итальянский университет им. Луиджи Боккони в Милане, университет Невшателя и университет Де Мон-фор (Личестер) открыли совместную магистратуру по правовому регулированию и гуманитарным аспектам спорта.
Начатый в 2000 г. новый проект «Гол» впервые предусматривал предоставление средств, направляемых на развитие футбола, в распоряжение национальных ассоциаций. Любая из них вправе подать заявку на трехгодичный грант, общая сумма которого может составить до одного миллиона долларов. Эти деньги могут быть израсходованы на улучшение организационной инфраструктуры, на поддержку женского футбола, а если не хватает собственных финансов, то и на компенсацию расходов, связанных с участием в любых соревнованиях под эгидой ФИФА.
Йозеф Блаттер пошел на такой риск сознательно, желая доказать, что деньги, предоставленные непосредственно в руки национальных ассоциаций, отнюдь не станут еще одним источником коррупции, — напротив, получив их, местные футбольные органы должны проникнуться чувством собственной ответственности и использовать эти средства с умом и расчетом на долгосрочную перспективу. В первые же годы реализации эта новая схема распределения доходов принесла положительные плоды.
Но это еще не все. Прямое финансирование позволяло ФИФА следить за тем, чтобы местные федерации придерживались в своей деятельности принятых норм и, в частности, были самостоятельны и не поддавались какому-либо давлению извне. С такой целью в 1999 г. был создан Комитет по делам национальных ассоциаций, в чьи обязанности входило «не только посредничество в разрешении споров, но утверждение и защита прав национальных футбольных организаций».
В политике ФИФА по отношению к своим членам появились и другие новые черты: так, теперь она могла направить своих представителей для улаживания конфликтов ассоциаций с местными властями или для предварительной проверки сведений, приведенных в заявке на вступление в ФИФА. В то же время стремление оградить национальные федерации от постороннего вмешательства порой приводило к очень непростым ситуациям. Так произошло в Судане, где местные власти обвинили президента ассоциации в незаконном присвоении средств.
«Положение весьма щекотливое: хотя ФИФА всегда готова решительно противостоять любому давлению со стороны правительства, она ни в коем случае не может смириться с тем, чтобы во главе одной из ее ассоциаций-членов стоял нечестный человек…» Впрочем, впоследствии все эти обвинения в адрес президента были сняты. Важной составляющей стратегической линии на всемерное распространение футбола было расширение списка официальных соревнований ФИФА. Так, в 1977 г. совместно с «Кока-Колой» в Тунисе был проведен первый юношеский чемпионат мира, победителем которого стала сборная Советского Союза. Надо сказать, что поначалу новый турнир не вызвал особого энтузиазма у европейцев. Однако в Африке, Центральной и Южной Америке картина была прямо противоположной: молодые футболисты многих стран давно жаждали явить себя миру во всей красе.
Не случайно, что первые два молодежных первенства прошли именно в Африке и Азии. Второй чемпионат состоялся в 1979 г. в Японии, и его главным открытием стал капитан команды-победительницы, Аргентины: юного таланта звали Диего Марадона. Юношеские чемпионаты мира служили ярким подтверждением того факта, что полем деятельности ФИФА поистине становился весь мир. Третий турнир состоялся в 1981 г. в Океании: до тех пор самая молодая из конфедераций — членов ФИФА еще никогда не принимала на своей территории состязаний такого уровня. Этот чемпионат ознаменовался выходом на авансцену новых футбольных наций: чего стоила хотя бы победа, одержанная в полуфинале сборной Катара над англичанами.
В дальнейшем подобные соревнования проходили в Азии еще трижды: в 1989 г. в Саудовской Аравии, в 1995-м в Катаре и в 1997-м в Малайзии. Еще одной вехой в победоносном марше ФИФА по планете было проведение в Китае первого Кубка мира среди женских команд, причем в этом турнире приняла участие и сборная Тайваня. И последнее нововведение — чемпионат мира ФИФА среди девушек (до 19 лет), первый розыгрыш которого состоялся в 2002 г. в Канаде.
Помимо всех перечисленных выше шагов одним из наиболее зримых показателей прогресса стало расширение представительства разных континентов в финальных турнирах Кубка мира. По итогам отборочных соревнований в 1982 г. в Испанию отправились уже не 16, а 24 сборные, причем представительство «малых» конфедераций увеличилось с 4 до 6 команд (по две от Африки и КОНКАКАФ и по одной от Азии и Океании). В этом чемпионате неплохо выступили сборные Алжира и Камеруна; кроме того, отныне в турнирах постоянно появлялись новые лица.
В 1982 г. в финальной части чемпионата впервые участвовали команды Новой Зеландии, Кувейта и Гондураса, в 1986-м — Ирака и Канады, в 1990-м — Коста-Рики, Ирландии и Объединенных Арабских Эмиратов, а в 1994-м — Саудовской Аравии, Нигерии и Греции. Следующим важным этапом было увеличение в 1998 г. количества финалистов с 24 до 32: на этот раз среди новичков значились сборные Южной Африки, Японии и Ямайки, а в 2002-м в «высший свет» впервые попали команды Китая, Эквадора, Сенегала и Словении.
Проводимая ФИФА с 1982 г. политика «открытых дверей» по отношению к «малым» футбольным союзам оправдала себя весьма скоро, и подтверждением тому стали успехи африканских сборных: по крайней мере, одна из них неизменно преодолевала первый групповой этап начиная уже с мексиканского турнира 1986 г. Доказательством прогресса африканского футбола служили также победы сборных Нигерии и Камеруна на Олимпийских играх 1996 и 2000 гг.
Однако несмотря на все усилия, предпринимаемые ФИФА на протяжении последних лет, между различными континентами все еще сохраняется громадный разрыв в количестве и качестве футбольных ресурсов и инфраструктуры. Если Азия и Африка в какой-то мере все же смогли сравняться с ведущими футбольными державами, то, скажем, Океания все еще остается далеко позади. И вот как объясняет причины этого отставания президент футбольной конфедерации Океании: «Наш регион не просто испытывает на себе тяжелые последствия колониального прошлого; все бывшие колонии, протектораты и независимые государства рассеяны на огромном пространстве, их население крайне малочисленно по любым мыслимым меркам, а финансовые возможности чрезвычайно стеснены».
Вовлечение периферийных регионов в поступательный процесс развития мирового футбола остается одной из главных задач ФИФА на ближайшее будущее.